Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников историиПортал ProKazan.ru выяснил, что происходило с историческими казанскими храмами и монастырями за 100 лет. Часть 2

Сегодня в рубрике "Историческая Казань", вслед за мечетями, а также соборами (наиболее значимыми храмами) и монастырями, речь пойдет об исторических приходских православных храмах, которых в начале ХХ века в городе было более 20. Большая часть из них не дошла до наших дней.

В статье не будет рассказываться о домовых храмах, храмах, которые были построены или вошли в черту города после 1917 года, а также о монастырях и соборах (информация о них была в прошлом материале).

Начало ХХ века

В начале прошлого столетия Казань делилась на несколько районов, каждый из которых входил в ведение одного из шести полицейских участков. В каждом из них существовали свои храмы, которые посещали жители окрестных улиц.

В начале ХХ века храмы с колокольнями (как и мечети с минаретами) являлись городскими доминантами и хорошо просматривались с разных районов города.

"Центральный район"

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Так называемый "центральный район" Казани, наиболее близкий к Кремлю, ограничивался Булаком, Казанкой, а также современной улицей Пушкина. По количеству и красоте храмов этот район удерживал безоговорочное первое место.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Неподалеку от Кремля, на территории Гостиного двора действовала Николо-Гостинодворская церковь (построена в XVI веке, перестроена во второй половине XIX в псевдорусском стиле). Храм имел завершение в виде шатра по мотивам древнерусской архитектуры.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

У самого подножия Кремля, в начале улицы Большая Проломная (современная Баумана) находилась Николо-Ляпуновская церковь, построенная в стиле барокко.

Почти возле нее находился "скромная" для начала ХХ века церковь Николая Чудотворца в стиле барокко. В 1901 году она стала первым православным храмом Казани, в котором появилось электрическое освещение.

Из-за этого съезд местного духовенства даже постановил обложить приход храма особым сбором в 200 рублей за то, что пользование электрическим светом (которое, по мнению духовенства, было не необходимостью, а роскошью) наносит ущерб свечному заводу епархии.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На другом конце Большой Проломной находился Богоявленский храм с огромной колокольней, возведенной в конце XIX века в псевдорусском стиле.

Известно, что в 1901 году в новую колокольню ударила молния.

— На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в третьем ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную — на полторы четверти в глубину и на аршин в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол второго яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную, — сообщалось в одной из газет того времени.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На Воскресенской улице (современная Кремлевская) возле Казанского университета находился огромный Воскресенский храм. За его размеры и красоту многие современники называли его собором, хотя в действительности он не входил в их число.

Церковь была построена в 1890 году на месте старой одноименной церкви XVIII века, которая была снесена за ветхостью. Облик храма определяли пять глав, увенчанных куполами. А на угловых барабанах помещались купола.

Возле храма находилась высокая колокольня, построенная в начале XIX века.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

С восточной стороны Кремля, в самом начале Большой Казанской улицы (современная Большая Красная) находилась Пятницкая церковь в стиле барокко. Она была построена в XVIII веке на средстве купца Михляева, который финансировал строительство огромного Первопавловского собора.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Чуть ниже в сторону Казанки на современной Федосеевской улице находилась еще один храм в стиле барокко — церковь Святой Евдокии.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

А на улице Покровская (современная Карла Маркса) стоял великолепный Покровский храм. Он был построен во второй половине XIX века в византийском стиле. Рядом стоял старый храм XVI века, в котором действовала библиотека  впамять князя Владимира и 900-летия крещения Руси.

На Вознесенской улице (современная Островского) находились сразу два храма — Вознесенский и Николо-Вешняковский.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Вознесенский приход состоял сразу из трех храмов — главного, церкви иконы "Знамение" и храма Иоанна Воина. Над ними возвышалась высокая колокольня. Все постройки были выполнены в суздальском стиле.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Неподалеку от Вознесенского храма на той же улице находилась Вешняковская церковь середины XIX века. 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На Булаке располагалась Никольская церковь второй половины XIX века, выполненная в русско-византийском стиле. Она была построена на средства купцов, которые и составляли основную часть прихода храма.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Последним храмом, который относился к "центральному району", была церковь Сергея Радонежского при Ложкинской богадельне на современной улице Япеева. Он не входил в число приходских храмов, но и не являлся домовым храмом.

Церковь представляла из себя довольно большое сооружение, расположенное отдельно от здания самой богадельни.

"Забулачье"

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Вторым районом, о храмах которого пойдет речь, было так называемое "Забулачье" — район, ограниченный Булаком, Евангелистовской улицей (современная улица Татарстан), Казанкой и железной дорогой.

До революции, помимо двух соборов — Владимирского и Успенского, здесь существовали 5 православных храмов, каждый из которых был по-своему интересен.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В квартале между 1-й Мокрой и 2-й Мокрой улицами (современная улица Саид-Галеева), недалеко от вокзала, находилась церковь Ильи Пророка, построенная в XVIII веке в стиле барокко. Несмотря на то, что она считалась одним из бедных забулачных храмов, по своему внешнему оформлению она входила в число лучших в городе.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На улице Московская (носит это название и в наши дни) находился храм Московских Чудотворцев XVIII века, выстроенный в стиле нарышкинского барокко.

Церковь всегда имела маленький приход, так как находилась в районе, населенном главным образом мусульманами, и испытывала серьезные материальные затруднения.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Неподалеку от нее, на соседней Варлаамовской улице, находилась Варлаамовская церковь, построенная в стиле барокко в XVIII веке. Храм был известен тем, что в нем пел в церковном хоре будущий оперный певец Федор Шаляпин.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На Тихвинской улице (ныне часть улицы Тукая) находилась Тихвинская церковь, выстроенная в стиле барокко на рубеже XVII-XVIII веков и серьезно перестроенная в конце XVIII столетия. Считалась главным православным храмом Старо-Татарской слободы.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

И, наконец, последним храмом района "Забулачье" была Троицкая церковь в Ямской слободе, населенной преимущественно городскими ямщиками. Храм был построен еще в XVIII веке, но в следующем XIX столетии существенно изменил свой облик.

Район между Театральной площадью (площадь Свободы) и Русской Швейцарией (парк Горького)

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Третьим из так называемых дореволюцинных районов Казани был район в восточной части города, ограниченный Театральной площадью (ныне площадь Свободы), Казанкой, парком Русская Швейцария (парк Горького), Арским полем, улице Ново-Горшечная (современная Бутлерова) и улицей Пушкина.

Этот район был преимущественно дворянским — здесь находились особняки городских чиновников и университетской интеллигенции. В нем насчитывалось 4 православных храма, один из которых располагался на территории кладбища, а другой был построен в 1916 году, за год до революции.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На Грузинской улице (ныне часть улицы Карла Маркса) возле Театральной площади (Свободы) находилась Грузинская церковь. Известная тем, что в конце XVIII века была полностью сожжена войсками Пугачева и была вновь отстроена к 1830-е годы.

Грузинская церковь считалась одним из крупнейших храмов по числу прихожан.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На другом конце Грузинской улицы, на краю Арского поля стояла другая крупная церковь — Варваринская. В 1900 году она представляла из себя типичный храм в стиле русского классицизма. Но уже в следующем году началась его перестройка в модном тогда псевдорусском стиле по проекту архитектора Малиновского.

Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в начале ХХ века считался небольшой кладбищенской церковью. Ее постройки относятся к концу XVIII — началу XIX столетия. Храм не имел постоянного прихода — в нем отпевали умерших.

Последним храмом этого района была деревянная церковь Серафима Саровского на окраине Академической слободы (современный перекресток улиц Достоевского и Зинина), построенная в 1916 году, за год до революции.

Первая Гора, Вторая Гора, Третья Гора, Суконная и Архангельская слободы

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Четвертый район Казани начала ХХ века включал в себя две слободы — Суконную и Архангельскую, и был ограничен от других Ново-Горшечной улицей (современная Бутлерова), Рубнорядской улицей (ныне часть улицы Пушкина) и озером Кабан.

Здесь находилось пять церквей, из которых до наших дней дошла лишь одна.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Главным храмом для прихожан, проживавших на улицах Первая Гора, Вторая Гора, Третья Гора и их окрестностей была огромная церковь Кирилла и Мефодия (конец XIX века), которая располагалась на перекрестке улиц Муратовская и Поперечная Второй и Третьей Горы (ныне начало улицы Лесгафта). 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В соседней Суконной слободе главной церковью считалась барочная Георгиевская, находившаяся на Георгиевской (современная Петербургская) улице. Была одним из самых богатых храмов города и занимала лидирующие позиции по числу прихожан.

Другим храмом Суконной слободы была Духосошественская церковь (также построена в стиле барокко), находившаяся на одноименной улице (современная улица Луковского). 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Крупнеший по размерам храмом Суконной слободы была церковь Трех Святителей, построенная в начале ХХ века на углу улиц Лаврентьева и 1-я Оренбургская (современные улицы Качалова и Шаляпина).

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В начале Дальнеархангельской улицы (ныне часть улицы Хади Такташ) в Архангельской слободе находилась церковь Михаила Архангела начала XVIII века. Возле нее находилась огромная шатровая колокольня, построенная в 1882 году.

Район "Закабанье" (Старо-Татарская слобода)

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Несмотря на то, что в этой части Старо-Татарской слободы проживало почти исключительно мусульманское население, на ее территории находились два православных храма. 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Один из них, храм Четырех Евангелистов (стиль барокко, вторая половина XVIII века), располагался на перекрестке Евангелистовской улицы и Левой Набережной озера Кабан (современные улицы Татарстан и Марджани). Эта церковь считалась одной из крупнейших и красивейших в городе. 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Другим храмом, расположенном в этом районе, была Екатерининская церковь на перекрестке Екатерининской и Поперечно-Екатерининской улиц (современные улицы Тукая и Ахтямова).

Адмиралтейская, Ягодная, Козья и Кизическая слободы

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

К последнему району дореволюционной Казани относились торгово-промышленные Адмиралтейская и Ягодная слободы, а также Козья и Кизическая, основным занятием жителей которых было сельское хозяйство.

В этих местах насчитывалось 7 храмов, самые крупные из которых находились в Адмиралтейской слободе, считавшейся "водными воротами" города — здесь находились волжские пристани.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Возле места впадения Казанки в Волгу, где и располагались пароходные пристани, находился Казанский храм постройки начала ХХ века. Основными его прихожанами были купцы, речники и грузчики и другие работники пристаней.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На улице Большая (носит это название и в наши дни) в Адмиралтейской слободе, действовала большая Макарьевская церковь, перестроенная в начале XX века в русском стиле.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

На берегу Казанки (современный район речного техникума) находилась огромная Боголюбская церковь, построенная в XIX веке в стиле русского классицизма.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Неподалеку от нее располагался храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани, в форме усеченной пирамиды (начало XIX века), сооруженный на месте братских могил.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В промышленной Ягодной слободе находилась Смоленская церковь (современная улица Гладилова), построенная в конце XVIII века в память о визите в Казань императрицы Екатерины II.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В соседней Пороховой слободе располагалась церковь Николая Чудотворца (современная улица 1 мая). Основную часть прихожан обоих храмов составляли рабочие промышленных предприятий. 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

И, наконец, на границе Козьей и Кизической слобод (перекресток улицы Чистопольская и проспекта Ибрагимова) находилась Смоленская церковь. Храм был построен в начале ХХ века в русском стиле.

После 1917 года

В 1920-1930-е годы почти все храмы города были закрыты, а большая часть из них — разрушена.

Бывший "Центральный район"

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

После революции великолепная Николо-Гостиннодворская церковь была закрыта. В последующие годы верхнюю часть храма и колокольню разобрали. Какое-то время в здании находился склад "Госпищеторга". А в 1962 году бывший храм передали Архивному управлению.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается соседней, Николо-Ляпуновской церкви, состоявшая из двух храмов, то ее судьба была еще печальнее. В начале 1930-х годов снесли большую церковь. Малая церковь была закрыта и долгие годы использовалась как склад.

В 1960-е годы разрушили и ее, а на этом месте построили здание Дома политпросвещения. В 1990-е годы это здание отдали под Академию наук Татарстана.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Более счастливо сложилась судьба церкви Николая Чудотворца в начале улицы Баумана. Храм признали ценным памятником архитектуры, поэтому его удалось спасти от разрушения.

В 1930 году он был закрыт, но уже в 1944 году открыт снова, став кафедральным храмом епархии и один из двух (наряду с церковью Ярославских Чудотворцев) действующих храмов Казани. Впоследствии "скромная" в прошлом церковь получила статус собора. 

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается Богоявленской церкви на другом конце улицы Баумана (в прошлом Большая Проломная), то с 1920 по 1935 годы она носила статус городского кафедрального собора, после чего была закрыта.

В 1950-е годы храм отдали под спортивный зал Казанского университета. В это время внешний вид церкви был сильно изменен — великолепный в прошлом декор заштукатурили, а главы храма разрушили.

В 1960 году колокольне Богоявленского собора присвоили статус памятника архитектуры, подлежащего охране. В 1973 году она была отремонтирована.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Огромную Воскресенскую церковь возле университета закрыли одной из первых, в 1920 году. Шесть лет здание занимало налоговое управление, после чего его ненадолго вернули верующим.

Однако уже спустя три года власти взяли курс на ликвидацию храма. В 1930 году церковь закрыли, а ее здание решили передать под студенческий Дом культуры. 

Но стать одним из городских ДК храму было не суждено — в 1933 году он был разрушен до основания, а на его месте впоследствии построили здание химического факультета КГУ.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

С Пятницкой церковью связана одна из самых мрачных страниц истории Казани советского времени. В 1923 году храм отдали обновленческой церкви, а в 1937 году его превратили в шестую городскую тюрьму. В ее застенках приводили в исполнение смертные приговоры.

Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви, и на прилегающей к ней территории. В 1950-е годы снесли колокольню и постепенно здание бывшего храма пришло в полное запустение.

Ее судьбу разделила и соседняя Евдокиинская церковь на улице Федосеевская. В 1932 году она была закрыта и передана в ведение НКВД. В здании бывшей церкви также содержались заключенные и, по некоторым данным, проводились расстрелы.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается великолепной Покровской церкви на улице Карла Маркса, то она была полностью разрушено, а на ее месте построили жилой "сталинский дом".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Такая же судьба постигла оба храма, расположенных на улице Островского. Николо-Вешняковскую церковь разобрали в 1929 году, а на ее месте возвели "сталинку".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Великолепная Вознесенская церковь была закрыта в 1930 году, а спустя два года разрушена. На ее месте построили жилой дом для советской интеллигенции — перед Великой Отечественной войной в нем проживали многие татарские писатели и поэты.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Никольский храм на Булаке сильно пострадал во время боев за Казань в 1918 году — в его купол попал артиллерийский снаряд. В 1930 году купол и колокольню церкви окончательно разобрали. Сохранился лишь первый этаж, который по очереди занимали различные учреждения. В наше время долгие годы в бывшем храме находилось кафе "Флер".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Церковь Сергея Радонежского при Ложкинской богадельне также закрыли. Впоследствии здание бывшего храма занял статистический комитет.

"Забулачье"

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Церковь Ильи Пророка на улице Саид Галеева действовала до 1931 года, после чего храм снесли. В настоящее время возле места, где располагалась церковь, находится ресторан "Макдоналдс".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Храм Московских Чудотворцев на улице Кирова (современная Московская) закрыли в 1929 году. Несколько лет в здании бывшей церкви располагался склад, после чего оно было разобрано.

Сохранились только колокольня и настоятельский корпус, в котором разместили детский сад. В последующие годы возле зданий бывшей церкви построили сталинский жилой дом, который закрыл их со стороны Булака.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Соседнюю Варлаамовскую церковь разрушили в 1932 году. На ее месте впоследствии был построен Колхозный рынок.

Более счастливой оказалась судьба Тихвинской церкви на улице Тукая, считавшейся главной в Старо-Татарской слободе. Она была закрыта в 1938 году, но здание храма удалось спасти — в нем разместили склад.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

И, наконец, Троицкая церковь в Ямской слободе (улица Нариманова) была разрушена в 1931 году. На ее фундаменте построили здание "Казанского хлебо-булочного комбината".

Район между площадью Свободы и парком Горького)

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

После революции была закрыта и Грузинская церковь. В 1930 году ее здание разрушили, а спустя шесть лет на ее месте вырос "сталинский дом" красно-кремового цвета.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается Варваринской церкви, то в 1929 году в газете "Красная Татария" появилась статья "Очаг мракобесия в районе трех вузов", автор которой призывал к скорейшему закрытию храма, расположенного в окружении нескольких институтов.

В 1930 году церковь закрыли, а ее настоятеля сослали за "антисоветскую деятельность". Впоследствии здание занимали клуб рабочих соседнего трамвайного парка, кинотеатр и даже протезная мастерская.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Самая интересная судьба из всех казанских храмов сложилась у церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Построенная в качестве небольшой кладбищенской церкви для отпевания умерших, этот храм на рубеже 1930-1940-х годов оказался единственным действующим в городе.

Именно сюда свозили почитаемые иконы и другие святыни из закрытых храмов. Многие из них хранятся здесь до сих пор.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Деревянная церковь Серафима Саровского в Академической слободе долгое время оставалась действующим храмом. Однако в 1941 году здание передали соседней 28-й школе, а в 1966 снесли во время застройки района пеятиэтажками.

Первая Гора, Вторая Гора, Третья Гора, Суконная и Архангельская слободы

Из всех храмов, которые существовали на этой территории до революции, сохранился только один — Духосошественская церковь. Остальные были в разное время разрушены до основания.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Церковь Кирилла и Мефодия на улице Лесгафта разрушили в 1937 году, а на ее месте вырос "сталинский дом".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Георгиевская церковь на улице Свердлова (в прошлом Георгиевская, в наши дни Петербургская) была разобрана в начале 1930-х годов для устройства на ее месте сквера. Однако популярным среди отдыхающих в те годы он так и не стал.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В конце 1930-х годов закрыли и Духосошественскую церковь, а здание приспособили под клуб. Впоследствии в нем разместился кукольный театр.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Великолепная церковь Трех Святителей на перекрестке улиц Качалова и Шаляпина была разрушена одной из первых — на рубеде 1920-1930-х годов. Впоследствии на ее месте построили пятиэтажный дом.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается церкви Михаила Архангела на улице Хади Такташ, то она была закрыта в 1932 году, а спустя несколько месяцев разобрана на кирпичи. В наши дни на ее месте находится административное здание.

"Закабанье" (часть Старо-Татарской слободы)

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В советские годы оба храма этого исторического района были разрушены. Церковь четырех Евангелистов на перекрестке улиц Татарстан и Марджани была разрушена в 1931 году, а на ее месте впоследствии вырос угловой "сталинский дом".

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В эти годы разрушили и Екатерининскую церковь на улице Тукая. На ее месте был разбит сквер ДК Меховщиков.

Адмиралтейская, Ягодная, Пороховая, Козья и Кизическая слободы

Что касается храмов, расположенных в северных слободах города, то большую их часть также постигла печальная участь.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Казанская церковь возле волжских пристаней была закрыта в первые годы советской власти, а впоследствии разобрана. В 1950 годы, с образованием Куйбышевского водохранилища, это место скрылось под водой.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Макарьевская церковь на улице Большая в Адмиралтейской слободе действовала до 1936 годов и была закрыта одной из последних в Казани. В здании бывшего храма разместились "дом обороны" и клуб водного спорта.

В середине 1930-х годов разрушили колокольню бывшей церкви. В последующие годы в здании храма разместился следственный изолятор.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Боголюбская церковь на берегу Казанки также была закрыта и разрушена. в настоящее время на ее месте находится речной техникум.

Храм-памятник на Казанке был закрыт уже в 1918 году, после чего его подвергли разграблению. Спустя шесть лет власти решили переименовать его в памятник Содружества народов и реконструировать. Но полностью эти планы реализовать не удалось.

После создания Куйбышевского водохранилища в 1950-е годы храм оказался на острове.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Смоленская церковь на улице Гладилова (Ягодная слобода) была разграблена еще в годы Гражданской войны, а с конца 1920-х годов началось ее разрушение. В наши дни на месте храма находится школа №81.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Похожая судьба постигла и Никольскую церковь в соседней Пороховой слободе (улица 1 мая). Сразу после революции в здании закрытого храма открыли пивную, а в конце 1920-х годов и вовсе снесли.

В начале 1930-х годов на месте церкви построили жилой дом.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Дольше других просуществовало здание Смоленской церкви в Козьей слободе (современная улица Чистопольская). Она была закрыта в 1939 году, а здание храма передали под дворец пионеров. Впоследствии в нем открылся кинотеатр "Октябрь".

Кинотеатр в здании бывшего храма действовал до середины 1970-х годов, после чего здание бывшей церкви было взорвано, а на его месте построены 14-этажные дома.

Наши дни

К 1990-м годам большая часть приходских храмов, существовавших в Казани до революции, была утрачена. А из сохранившихся церквей службы проводились лишь в двух — Никольском храме на Баумана и церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Возвращение храмов верующим началось на рубеже 1980-1990-х годов. Так, Богоявленская церковь на Баумана была возвращена церкви в 1996 году (при этом колокольня продолжает находиться в ведении министерства культуры Татарстана).

В том же году чувашскому приходу была передана Пятницкая церковь на улице Большая Красная. Однако с первых же дней восстановительных работ оказалось, что вся площадь внутри храма и территория, прилегающая к нему, представляет из себя сплошное кладбище.

Останки расстрелянных в советские годы были перезахоронены в братской могиле возле церкви, на ней поставили мраморный крест. Колокольню храма восстановили в 2000 году.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Церковь святой Евдокии вернули верующим в 1998 году. Впоследствии, она оказалась в окружении элитных домов, которые выросли на Федосеевской улице в 2000-е годы.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

В 1990-е годы колокольню бывшего храма Московских Чудотворцев на улице Московская передали подворью Раифского монастыря. Звонница была отреставрирована, а возле нее была построена новая церковь. По некоторым данным, планируется восстановление и исторического храма.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Тихвинскую церковь на улице Тукая в 1997 году передали общине кряшен. В наши дни она является центром всех кряшенских приходов Татарстана.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Варваринскую церковь на улице Ершова вернули верующим в начале 1990-х годов, а 17 декабря 1994 года в храме прошел первый молебен в его современной истории.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Что касается Духосошественской церкви в Суконной слободе, то она была возвращена верующим только в последние годы, после того, как для кукольного театра построили новое здание. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы.

И, наконец, храм памятник павшим воинам на Казанке был передан православной церкви только в марте 2005 года. В настоящее время в нем проводятся реулярные богослужения.

Православные храмы Казани за 100 лет: от главных «высоток» города до памятников истории

Некоторые сохранившиеся, например, Гостиннодворская, Сергия Радонежского при бывшей Ложкинской богадельне, Никольская церковь на Булаке и Макарьевская в Адмиралтейской слободе, до сих пор используются не по прямому назначению.

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий