Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМПортал ProKazan.ru выяснил, как развивалось железнодорожное сообщение в Казани и ее окрестностях с начала ХХ века до наших дней

Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о железной дороге в Казани и ее окрестностях.

Если сто лет назад существовала лишь одна ветка в сторону Москвы, то в наши дни Казань является один из крупнейших железнодорожных узлов страны, через который проходит сообщение между Сибирью, Уралом и регионами Европейской части России.

Начало ХХ века

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМВокзал в Казани, построенный в конце XIX века

В начале ХХ века Казань серьезно проигрывала в развитии железных дорог многим городам Российской империи. Первая линия, связавшая наш город с Москвой, появилась только в самом конце XIX века.

Но она была тупиковой — то есть заканчивалась в Казани и не шла дальше на восток. В отличие от Самары, которая стала важнейшим узловым пунктом Транссибирской магистрали и ее население росло самыми быстрыми темпами в мире. 

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСММост через старое русло Казанки в районе станции Лагерная

Несмотря на это, Казань по-прежнему оставалась крупнейшим городом Поволжья. Однако отсутствие в городе важной железнодорожной магистрали со временем могло снизить значение города. Поэтому такое положение вещей не устраивало власти Казанской губернии. Ситуацию решило исправить акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.

Дачные пригороды и станция Обсерватория

Появление железной дороги вдохнуло новую жизнь в населенные пункты, расположенные между Казанью и современным Зеленодольском — они стали развиваться как дачные центры.

Особенно сильно это сказалось на Васильево, которое из обычного села стало превращаться в крупный населенный пункт — здесь появились телеграф, телефон, библиотека, была построена школа.

Причиной этого стал уникальный сосновый бор, который облюбовала для летнего отдыха казанская профессура — преподаватели университета и Духовной академии.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМПаровоз серии И, получивший распространение на Московско-Казанской железной дороге

Здесь возник дачный поселок и начал работу дачный комитет. А руководство Московско-Казанской дороги специально для дачников запустило поезда, ежедневно курсирующие между Васильево и Казанью.

В начале 1920-х годов профессорские дачи опустели — на территории дачного поселка было решено создать санаторий  — ныне санаторий "Васильевский". А сам поселок и сегодня носит звание крупнейшего дачного центра в окрестностях Казани.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМОткрытие обсерватории под Казанью

В начале 1900-х годов под Казанью возле поселка Лаврентьево началось строительство астрономической обсерватории. В связи с этим в 1901 году станцию Лаврентьево переименовали в Обсерваторию, которая называется так до наших дней.

Случилось так, что название поселка стало ассоциироваться именно с названием станции. Этому не смогло помешать и его переименование в поселок Октябрьский.

В наши дни многие казанцы считают, что поселок называется именно Обсерватория, а не Октябрьский, как он указан на карте.

"Лошадиные поезда" и Романовский мост

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСтроительство Романовского моста

Московско-Казанская железная дорога начала ХХ века имела еще одну особенность — она состояла из двух частей: Москва — Свияжск и Паратский затон (ныне Зеленодольск) — Казань.

Моста через Волгу тогда не существовало, поэтому в летнее время составы переправляли через реку на паромах, а зимой — тянули по льду на лошадях. Осенью и весной, во время ледохода, сообщение между двумя частями дороги прекращалось.

Поэтому важнейшей задачей стало строительство моста, чтобы соединить магистраль между Москвой и Казанью в единое целое.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМРомановский мост — Вид с Волги

Строительство моста в районе поселка Нижние Вязовые началось только в 1911 году. По проекту он должен был стать мостом с крупнейшими в России пролетами над рекой.

В ноябре того же года на стройплощадке разразилась катастрофа, унесшая по разным оценкам, до 200 жизней. Из-за движения льда обрушились подмостки, с которых люди падали в воду и на лед с огромной высоты.

В апреле следующего года случилась еще одна катастрофа — вначале размыло защитные дамбы, а спустя две недели рухнул один из установленных пролетов. По свидетельству современников, огромная конструкция при падении изогнулась почти пополам.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМРомановский мост со стороны поселка Нижние Вязовые

Мост через Волгу, получивший название Романовский, открылся летом 1913 года – на первом поезде, который проследовал через переправу, находилась казанская знать.

С открытием моста увеличилась протяженность маршрута дачных поездов — конечную станцию перенесли из Зеленодольска в Свияжск, на правую сторону Волги.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМЧасовня у Романовского моста, наши дни

В честь 300-летия династии Романовых в Казани приняли решение построить на правом берегу Волги возле Романовского моста часовню, чтобы увековечить юбилей.

Автором проекта часовни в стиле классицизма стал А. Щусев, по чертежам которого строился Казанский вокзал в Москве, а позже — мавзолей Ленина на Красной площади.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМКолоннада часовни

Строительство началось в 1914 году, но к революции успели окончить только первый этаж с колоннадой. Второй со шпилем достроили уже в наши дни.

Начало строительства дороги Казань — Екатеринбург

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСММост над Оренбургским трактом (Роторная) в 1917 году

Однако события 1917 года привели к тому, что движение поездов на этом участке началось только в конце 1920-х годов.

От революции до Великой Отечественной войны

Бронепоезд Троцкого

В 1918 году в результате стремительного наступления Казань заняли белочехи, захватив хранившийся в городе золотой запас России.

Среди частей, верных большевикам, которые сосредоточились на правом берегу Волги, в районе Романовского моста у станции Свияжск, царили уныние и паника.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМБронепоезд Красной армии времен Гражданской войны

В этот критический для новой власти момент в Свияжск на бронепоезде прибыл Троцкий — комиссар по военным и морским делам и фактически второй после Ленина человек в государстве.

Дисциплина была восстановлена, но крайне жесткими методами. Один из полков в полном составе дезертировал с фронта, захватил пароход и приготовился к бегству в Нижний Новгород.

Солдаты были возвращены, а затем перед строем расстреляли командира, комиссара и каждого десятого бойца.
Спустя несколько недель Красная армия выбила белочехов из Казани.

Магистраль, которую строили "красные и "белые"

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСтроительство железной дороги

В годы Гражданской войны, когда во всех отраслях хозяйства царила разруха, строительство железнодорожной магистрали Казань — Екатеринбург продолжалось, причем быстрыми темпами.

В ней были жизненно заинтересованы как "белые", так и "красные", поэтому линию строили сразу с двух сторон. К примеру, верховный правитель России адмирал Колчак выделил на ее строительство 15 млн рублей из доставшегося Белым золотого запаса страны.

Однако из-за того, что существование магистрали было необходимо в первую очередь в военных целях, а не для пассажирских перевозок, в Казани первым был запущен не южный, а северный обход — через современную станцию Восстания (Казань-2). Видимо, по причине более легкого для строительства рельефа местности.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМКарта Казани 1925 года с указанием железнодорожных линий

Поезда по новой дороге пошли в 1920 году. Однако в результате того, что южный обход через Роторную был недостроен, вокзал Казани стал тупиковым.

Пассажирские поезда доходили до Казани, высаживали пассажиров, после этого возвращались в Юдино и следовали на восток через северный обход.

Эта ситуация продолжалась до конца 1920-х годов, пока не был достроен южный обход. После этого движение пассажирских поездов приобрело современный вид.

Магистраль Казань — Бугульма

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМКарта Татарии 1920 года с указанием крупнейших городов и железных дорог

После образования Татарской автономной республики границы региона сильно сместились на восток.

На территории западной части бывшей Казанской губернии образовались Чувашия и Марий Эл, а в границы Татарии включили территории бывших Уфимской и Самарской губерний, практически никак не связанные с Казанью.

Оказалось, что железные дороги лишь немного затрагивали территорию республики. Магистраль Москва — Казань — Екатеринбург проходила по северо-восточной части республики, а линия Москва — Самара — Челябинск по южной, через Бугульму.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСооружения недостроенной магистрали до Бугульмы возле Казани

Третий крупнейший город Татарии тех лет Чистополь и вовсе был лишен железной дороги.

Тогда родился проект строительства новой магистрали Казань — Чистополь — Бугульма, которая бы соединила между собой три крупнейших города республики.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСооружения участка магистрали Казань — Бугульма

Ее строительство началось весной 1940 года. Вот что писала об ударной стройке газета "Республика Татарстан".

— С завершением зимнего сезона в нашей республике начались широкомасштабные работы по сооружению железнодорожной линии Казань — Бугульма… Эта железнодорожная трасса явится спрямляющим звеном направления Южный Урал — Башкирия — центральные районы европейской части СССР. Наряду с этим она будет иметь огромное значение для Татарии.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСооружения участка магистрали Казань — Бугульма

Общая длина трассы должна была составить 340 километров. Предполагалось построить 17 малых мостов, 3 средних и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.

К июню 1941 года рабочие успели соорудить оборудованную насыпь длиной несколько десятков километров в районе казанского поселка Дербышки. Как и положено, на определенных участках ее "прорезали" каменные трубы, которые в неизменном виде сохранились до наших дней.

С началом военных действий строительство замедлилось, а в 1942 году остановилось совсем. Бывшие строители разъехались по фронтам и впоследствии к проекту больше так и не вернулись.

Война и волжская рокада

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМПоезд в годы Великой Отечественной войны

В 1941 году, в связи со стремительным продвижением немецкой армии на восток, многие магистрали, связывающие север и юг европейской части страны были захвачены врагом.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМКарта Волжской рокады

Поэтому остро встал вопрос строительства "запасной" ветки — вдоль Волги, от Свияжска до Сталинграда. Ее строительство началось весной 1942 года и ценой невероятных усилий было завершено уже осенью. Общая протяженность линии составила почти 1000 километров.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСтроительство рокады

Волжская рокада сыграла огромную роль в обороне Сталинграда, ускорив прибытие воинских поездов. А после Победы благодаря новой ветке Казань получила прямое пассажирское сообщение с Ульяновском, Самарой, Саратовом и Сталинградом.

1950-е — 1990-е годы

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСММост у станции Лагерная, разобранный в 1950-е годы

В 1950-е годы в связи с созданием Куйбышевского водохранилища и изменением русла Казанки за ненадобностью был разобран красивый железнодорожный мост в районе станции Лагерная.

В 1957 году возле старого Романовского моста был открыт второй мост, благодаря чему железная дорога через Волгу стала двухпутной.

На рубеже 1950-х — 1960-х паровозы на Казанской железной дороге полностью сменяют тепловозы.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМПаровоз на въезде в поселок Юдино

Один из снятых с линии паровозов был установлен на въезде в казанский поселок Юдино.

С электрификацией линии Москва — Екатеринбург по железной дороге пошли электровозы и были запущены пригородные электрички.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМВокзал в Зеленодольске

В эти же годы строятся новые вокзалы — например, вокзал в Зеленодольске и пригородный вокзал в Казани.

Уголок Бостона в Казани

В 1969 году в Казани был принят новый генплан, который предусматривал строительство нового вокзала в северной части города.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМНедостроенный вокзал на улице Воровского

В начале 1970-х годов институт Мосгипротранс подготовил для столицы Татарии проект вокзального комплекса в популярном в то время стиле брутализма. 

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМРатуша города Бостон

Новый вокзал сильно напоминал один из ярчайших образцов этого стиля — здания ратуши северо-американского города Бостон.

Высота здания, согласно проекту, превышала 12 метров. А общая площадь залов ожидания достигала почти 1500 квадратных метров. На площади перед вокзалом планировалось разбить парк.

Работы по строительству нового вокзала начались в 1974 году, а спустя два года каркас здания был почти готов — осталось лишь отделать внутренние помещения.

Однако в этот момент, когда до открытия вокзала осталось совсем немного, финансирование строительства было прекращено. После этого несколько десятков лет новый вокзал носил статус главного долгостроя города.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМОтремонтированный к Универсиаде переход вокзала на Воровского

В начале 1990-х городские власти все же решили отделать часть помещений цокольного этажа и открыли подземный переход к платформам.

В 1992 году в здании главного вокзала в центре Казани произошел сильный пожар, практически полностью уничтоживший внутренние интерьеры. Здание было восстановлено лишь спустя пять лет.

Наши дни

В начале 2000-х годов из-за недостаточного потока пассажиров цокольный этаж вокзала на Воровского и переход были закрыты.

В это же время, в связи с подготовкой к Тысячелетию Казани был разработан проект полной реконструкции главного вокзала. Однако из-за недостатка средств тогда удалось обновить лишь здание пригородного вокзала.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМГлавный вокзал Казани

Полностью реконструировать главный вокзал удалось лишь к Универсиаде 2013 года. Историческое здание было отремонтировано, над платформами построили новый переход, а на привокзальной площади появился сквер с фонтанами, под которыми разместилась подземная парковка.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМРазбор старого здания вокзала на Воровского

Однако в то же самое время Казань лишилась масштабного здания вокзала на Воровского. Руководство Горьковской железной дороги сочло советский проект несоответствующим современным требованиям и предложило снести здание, построив на его месте небольшой павильон с двумя-тремя кассами.

В 2010-2011 годах начался демонтаж здания северного вокзала — сохранилась лишь часть помещений цокольного этажа.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСтроительство нового здания вокзала на Воровского

На их месте к Универсиаде построили одноэтажный пассажирский терминал станции "Казань-2", который начал работу в 2012 году. А в следующем году возле него открылась станция метро "Северный вокзал".

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМПоезд аэроэкспресса в казанском аэропорту

Весной 2013 года между главным вокзалом Казани и аэропортом открылась линия аэроэкспресса, по которой курсировали скоростные поезда «Ласточка». Они преодолевали путь за 20 минут.

Однако впоследствии аэроэкспресс отказался от обслуживания маршрута из-за убытков. А скоростные "Ласточки" на линии сменили обычные электрички.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМНовая электричка на отремонтированной платформе Адмиралтейская слобода

К Универсиаде ОАО "РЖД" отремонтировало часть пригородных платформ в окрестностях Казани. В некоторых населенных пунктах были построены новые вокзалы, например, в поселке Васильево.

Также были закуплены новые электрички, оснащенные кондиционерами и более комфортабельными сиденьями.

В рамках нашумевшей в стране кампании по сокращению пригородных поездов в Казани в прошлом году перестал ходить состав до Йошкар-Олы.

Однако в этом году, после просьб со стороны общественности, поезд был возвращен в расписание, однако теперь он курсирует только по пятницам и выходным дням.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМСхема ВСМ Москва — Казань

В 2013 году было объявлено о планах по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва  — Казань. Согласно проекту, поезд будет преодолевать расстояние между столицами всего за 3,5 часа.

Вначале планировалось, что ВСМ будет построена к Чемпионату мира 2018 года года. Однако позже из-за экономических трудностей начало строительства магистрали было перенесено на более поздний срок.

Железная дорога в Казани за 100 лет: от бронепоезда Троцкого до ВСМРомановский мост, наши дни

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий